Войти
x
Заказать звонок
мы перезвоним вам в рабочее время с 10 до 20 мск
x
Принять участие
мы перезвоним вам в рабочее время с 10 до 20 мск
x
Моя история
Войти
Основы драматургии. Интенсивность - время

Кино существует чуть больше века, а театр и книги - уже тысячелетия, поэтому кинодраматургия – производная драматургии. Драматургия – производная жизни. Принципы, лежащие в основе кинодраматургии, одинаково применимы для фильмов, роликов, клипов и всех видео, в основе которых лежит история, рассказанная на скорости 24 кадра в секунду и выше.

Есть несколько простых схем, по которым можно проверить, правильно ли выстроена классическая драматургия в вашем фильме. Их использование не вытянет слабую историю, но в общем случае поможет правильно расставить акценты в сценарии, проверить не провисает ли сюжет в одном из актов, убедиться в мотивированности действий главного героя. Это схемы интенсивность-время, перипетия, герой и цель, дуга характера, треугольник истории.

iVnTNUHVcQM

Как и в большинстве пьес, в основе классической кинодраматургии лежит 3х актная структура (см. изображение). Всегда ли она выглядит так? Нет. Это всего лишь модель. Конкретно в вашем фильме интенсивность действия может отличаться. Число актов же, как правило, неизменно.

В начале фильма следует интенсивная завязка. Это не обязательно взрывы и спецэффекты, а например убийство, если это триллер или ссора и развод в семейной паре – в мелодраме. Почему нельзя начать фильм спокойно? Можно. Но вероятность того, что зритель не выключит фильм (переключит канал, уйдет из кинотеатра) гораздо выше, если попытаться в самом начале фильма правдой и неправдой вовлечь зрителя в повествование, в тот мир, который создали авторы фильма. Ваша главная задача сделать так, чтобы зритель забыл о том, что он смотрит кино.

hitchcock

Как говорил Альфред Хичкок: «Любой фильм должен начинаться со взрыва динамита, а далее – по нарастающей».

Если вы снимаете короткометражное кино – ваш зритель в интернете. А в интернете борьба за внимание пользователя идет у всех со всеми. Так что будьте готовы конкурировать с Первым каналом и его популярными шоу, социальными сетями и новостными сайтами. Готовьтесь к тому, что после начала фильма у вас будет от 15 до 30 секунд до того момента, пока зритель не примет решение закрыть видео.

Для короткого метра 3 акта могут превратиться в 3 сцены, так что масштабируйте данную схему относительно своего проекта. Здесь и далее мы будем приводить примеры из полнометражных фильмов в силу того, что они общеизвестны (внимание, возможны спойлеры).

life-of-piВ фильме Жизнь Пи мы видим жизнь маленького индийского мальчика, семья которого держит зоопарк. Обстоятельства вынуждают их эмигрировать. Вместе со всеми животными они плывут на корабле, когда шторм приводит к кораблекрушению. Мальчик спасается и остается на шлюпке посреди океана вместе с бенгальским тигром.

gravity_4В фильме Гравитация астронавты осуществляют миссию к телескопу Хаббл, когда в результате крушения спутника наступает внештатная ситуация и обломки летят по орбите прямо на шаттл. Команда не успевает экстренно эвакуироваться и происходит космическая катастрофа. Выживают двое астронавтов – теперь им предстоит борьба за жизнь. 

article-0-11644C0C000005DC-441_634x452В фильме Мальчишник в Вегасе друзья перед свадьбой отправляются в Лас-Вегас, чтобы провести мальчишник. После бурной ночи они просыпаются и обнаруживают тигра в ванной, ребенка в чулане, а также факт потери самого жениха. Так как никто из них ничего не помнит, им придется восстановить цепочку событий в кратчайшие сроки, ведь скоро свадьба.

Итак, завязка произошла – мы крепко держим внимание зрителя. Далее каждый акт фильма по своей структуре будет напоминать весь фильм. Каждый акт обязательно заканчивается локальным максимумом – кульминацией. Его можно определить так: кульминация акта – это событие, которое кардинальным образом влияет на все дальнейшее повествование. Примеры: убийство, смена пути, новая информация о ключевых персонажах, возвращение, ответ на предложение, моральная дилемма и тд.

hq-wallpapers_ru_films_37274_1440x900В фильме Мальчишник в Вегасе героям и зрителям все время кажется что загадка вот-вот разрешится, история будет восстановлена, а жених найден. Собственно, на этой игре ожиданий и построена драматургия фильма. В конце каждого акта очередная надежда растворяется, друзья погружаются в новый виток проблем.

476-n9В Гравитации Альфонсо Куарона акты расположены очень интересно. Во время завязки герой Джорджа Клуни ставит таймер на часах, поясняя, что обломки спутника обойдут круг по орбите и вернутся. Как вы, наверное, догадались за время фильма они возвращаются ровно 3 раза. В первом акте главные герои обнаруживают разрушенный шаттл и принимают решение лететь на космическую станцию. Потерей одного из героев при приземлении на станцию заканчивается первый акт. Затем прилетают обломки и происходит разрушение, но героине Сандры Баллок удается отстыковаться от станции. Второй акт завершается попыткой самоубийства, которая заканчивается тем, что она находит силы и способ бороться за жизнь дальше. В третьем акте героиня летит на китайскую станцию, достигает ее, но начинается пожар и снова прилетают обломки.

1362828813-669862В Жизнь Пи мальчик и тигр проходят через серию испытаний. Первый акт завершается тем, что тигр съедает животных в лодке и Пи делает себе отдельный плот. Во втором акте мальчик и тигр проходят через серию испытаний открытого океана. В третьем акте они находят остров, но только, чтобы обнаружить его темную, хищную природу.

Авторы всегда стараются играть со зрителем и достичь низшей эмоциональной точки в повествовании перед тем, как вознести героя и зрителя вместе с ним на самый верх. Так происходит в каждом акте, а также перед кульминацией всего фильма.

1383872111_03В Жизнь Пи низшая точка – это обманутая надежда на спасение. Остров пожирает своих обитателей и мальчику с тигром приходится вернуться в океан.

1364733578_f5f10e46457fa324197f58f7a7656d36

В Мальчишнике парни оказываются в ситуации, когда им приходится рассказать правду женам и чуть было не признаться в собственном провале.

131075_originalВ Гравитации низшая эмоциональная точка происходит в конце второго акта, когда героиня перестает бороться за жизнь и решает умереть.

Затем в фильме происходит кульминация, высшая эмоциональная точка.

В Мальчишнике это восстановление событийной картины и обнаружение жениха.

В Гравитации – достижение китайской станции и преодоление атмосферы.

В Жизнь Пи – спасение на суше. 

Как ни странно, фильм не заканчивается кульминацией. Представьте, если бы в фильме Жизнь Пи титры пошли сразу после того, как тигр Ричард Паркер ушел в джунгли, не оглянувшись на своего спасителя. Представьте, если бы в Гравитации фильм закончился падением космического аппарата в воду, а в Мальчишнике обнаружением жениха. В таком случае была бы недосказанность и тянущее ощущение, неудовольствие от просмотра, потому что в конце «не отпустило».

Авторы ответственны за доверие зрителя. Раз он позволяет манипулировать своими чувствами, то ваша задача брать ответственность за то, с чем уйдет зритель после просмотра. У схемы интенсивность-время есть аппендикс. Он называется «развязка». Зачем она нужна?

В Мальчишнике мы наслаждаемся свадьбой, танцами и набором фотографий на титрах (что является как бы продолжением развязки). В Гравитации мы видим приземление и появление нового человека, а также победу человека со стихией в борьбе за жизнь. Все эти моменты фиксируются, когда героиня выплывает и делает первый шаг на земле. В Жизнь Пи боль и грусть от осознания животной природы тигра сменяется успокоением, ведь зритель возвращается в будущее, откуда и велось повествование. Мы видим, что Пи женат, у него есть семья и он счастлив.

Развязка – такой же ключевой элемент фильма, как и кульминация – и очень странно, что наши кинематографисты часто забывают о ее предназначении отпустить зрителя из кинотеатра умиротворенным и счастливым. Мы почему-то любим наоборот вогнать в ступор, сделать развязку жесткой и оставить зрителя на эмоциональном дне. Конечно, не каждый фильм, особенно жанровый, должен заканчиваться сценой танцев. Однако поверьте: зритель будет благодарен, если вы позволите уйти после просмотра не с чувством безнадежности и экзистенциальной бренности бытия, а с приятными ощущениями полученного удовольствия от фильма.

Напишите на карточках ключевые сцены вашего фильма. Теперь расположите карточки на столе в таком порядке, чтобы он соответствовал схеме интенсивность – время.

Оцените статью
3
5
x Чтобы оценить публикацию - вступите в сообщество!
x