Войти
x
Заказать звонок
мы перезвоним вам в рабочее время с 10 до 20 мск
x
Принять участие
мы перезвоним вам в рабочее время с 10 до 20 мск
x
Моя история
Войти
Продюсерская таблица

Как снять собственный (полнометражный или короткометражный) фильм?

После того, как вы закончили написание своего сценария, начинается подготовительный период съемок. Если при написании сценария в определенном формате вы руководствовались критерием удобства работы с ним всей съемочной группы и смотрели на его структуру с точки зрения построения драматургии, то теперь необходимо поменять угол зрения.

Сценарий нужно преобразовать так, чтобы он отвечал удобству планирования ресурсов. В большом кино есть такой термин как КПП или календарно-постановочный план. В этом документе детально регламентируется все: от времени выхода на площадку и погоды до реквизита и актеров, которые задействованы в каждой сцене. Зачастую, в короткометражном кино не нужна подобная детализация. Многих начинающих кинематографистов пугает сложность планирования, поэтому мы будем использовать более простой и легкий метод.

Однажды в Сочи, снимая свой первый фильм, мы столкнулись с проблемой организации съемок и решили эту проблему самым простым способом: при помощи таблицы. А так как организация съемок – задача продюсера, то и эта таблица получила соответствующее название. Итак, из нашего вертикального формата мы перейдем в формат горизонтальный, то есть будем использовать альбомный разворот листа А4.

444Пример достаточно неплохой продюсерской таблицы к фильму «SV».

Итак, что вам нужно сделать. В первый столбец пишите номер сцены, здесь все просто. Далее идет столбец «локация», сюда пишем название места действия по сценарию. Далее «актеры», также заполняем именами как в сценарии. Далее выписываем реквизит и дополнительно – о последней графе поговорим отдельно.

Когда есть такой скелет для первой сцены мы с нашей таблицей начинаем работать. Нужно помнить, что делаете вы ее прежде всего для себя и чем аккуратнее и детальнее она будет прописана – тем вам же самим будет проще. Кто-то предпочитает делать таблицу от руки, на наш взгляд удобнее составить ее на компьютере, а затем распечатать и мелкие правки уже делать ручкой на бумаге. В любом случае она должна быть перед глазами. Также крайне рекомендуется при заполнении работать цветом.

Итак, номер сцены остается неизменным, поехали дальше. А дальше идет локация. Под названием локации по сценарию подпунктами или ненумерованным списком – кому как нравится – мы пишем наши варианты из реального мира, где мы можем эту локацию снять. В примере выше для первой сцены локация на момент составления была не найдена, а для второй сцены указана «улица Пасечная». Как правило, лучше не ограничиваться одним вариантом – если только он не «железный» – на этапе планирования. Далее под каждым вариантом другим цветом мы пишем контакты лица, принимающего решение по допуску на локацию - в данном случае это владелец квартиры по указанному адресу. После того, как мы переговорили с этим человеком другим цветом мы пишем данные по возможностям съемки. Это может быть такая приписка: «ВТ и ЧТ с 19 до 21». Или: «любой день, кроме среды и пятницы». Зачастую, локации которые вы просите как-то функционируют: в квартирах живут люди, в магазинах идет торговля, в учреждениях – работа. Поэтому в случае получения разрешения на съемку в вашем распоряжении скорее всего окажется какое-то окно. Вот это самое окно и следует вписать под локацией.

Далее с актерами вы проводите ту же нехитрую работу. Под именем персонажа пишете имена имеющихся в наличии кандидатов, их контакты для связи. Также мы рекомендуем указывать ссылки на социальные сети для быстрого просмотра фотографий. Если на какую-то роль кандидатов нет – вы пишете КАСТИНГ и обязательно ставите дедлайн, до какого времени вам нужно этого человека найти. Как правило, вам понадобится около двух недель на подготовку и репетиции, хотя в коротком метре бывает кто-то подключается чуть ли не во время съемок. Исходя из дедлайна по кастингу, необходимо ниже написать предполагаемые даты и время кастинга. Берите время с запасом, возможно вам понадобится провести дополнительный кастинг – не делайте первый за день до дедлайна.

DSC07029С реквизитом проще – лучше вообще не писать в сценарии тот реквизит, который вы понятия не имеете, где достать. Крайне желательно использовать то, что уже есть или вы можете сделать самостоятельно. Также внизу под наименованием реквизита необходимо указать контакты лица, которое его обеспечит.

Наконец, столбец «Дополнительно». Однажды мы снимали фильм и хотели добиться красивого и сочного изображения. В кадре часто появлялись автомобили и что-то было не так. Потом мы поняли. Машины были немытые и это было видно. После этого каждый день перед съемкой машины мыли. Если бы я знал это тогда, то написал бы в этом столбце напротив сцен, где задействованы машины: «не забыть вымыть авто». И указал бы место мойки и время, которое на это должно уйти.

Был и такой момент, который мы учли. По сюжету фильма действие происходило в течение 2х дней, а съемки должны были идти 22 дня. Один из главных персонажей фильма – бандит. И по сюжету у него всегда должны была быть трехдневная щитина. Более того, мы выбрали такого актера, у которого она действительно росла не по дням, а по часам. Естественно, за 22 дня щетина превратилась бы в бороду, поэтому с ней необходимо было работать, чтобы в различных сценах не была заметна существенная разница. Если учесть, что фильм обычно – как это и было у нас – снимается не в хронологическом порядке, то задача довольно непростая. Однако если вы учтете этот момент на этапе подготовки, то все будет хорошо. Просто напишите напротив каждой сцены необходимое пояснение. Кстати, борода – это хороший пример, поскольку в одном из известных российских фильмов с очень известным актером есть ляп на эту тему.

Нам известны случаи, когда при помощи такой таблицы осуществлялось планирование низкобюджетного полнометражного фильма. Дело в том, что она вполне универсальна, а степень детализации зависит в большей степени от того, насколько тщательно подходить к ее заполнению. Например:

555Ваша основная задача – конвертировать сценарий в таблицу, которая вам поможет этот сценарий снять. Для этого нужно выписать все необходимые ресурсы и сделать так, чтобы по ним были закрыты все вопросы. Когда у вас какая-то сцена полностью продумана по наличию локаций, актеров и прочего, вы можете выделить ее специальным цветом и забыть вообще о ней на какое-то время, сосредоточившись на проблемных местах. 

Вам может показаться, что некоторые вещи указывать необязательно. Например, телефоны актеров или локаций, которые есть у вас в мобильнике – они же всегда под рукой. Или выделять красным цветом дедлайны и дни, когда локация или актеры заняты. Поверьте, как только начнется реальная запарка все эти очевидные вещи вылетят у вас из головы.

DSC07311Есть еще одна удобная функция продюсерской таблицы. Она дает вам возможность делегировать часть функций по подготовке к съемке. Вы можете сделать копии и раздать их вашим помощникам. Когда вы заняты обсуждением сцены с оператором, но возникла необходимость обзвонить всех перед съемкой – вы просто можете сказать номер сцены и ваш помощник свяжется с кем необходимо.

Заполните продюсерскую таблицу к своему фильму. После этого можно приступать к планированию съемок.

Оцените статью
0
8
x Чтобы оценить публикацию - вступите в сообщество!
x