Войти
x
Заказать звонок
мы перезвоним вам в рабочее время с 10 до 20 мск
x
Принять участие
мы перезвоним вам в рабочее время с 10 до 20 мск
x
Моя история
Войти
Секретная формула кино

Или пошаговая инструкция о том, как снять фильм/кино в домашних условиях (дома на телефон)

Однажды один человек задался вопросом – что позволяет хорошим компаниям становится великими. Для того, чтобы найти ответ на этот вопрос он сделал выборку из американских компаний, чьи акции обращаются на бирже и за 15 лет выросли в стоимости не менее, чем в 300 раз. С теми компаниями, что прошли отбор была проведена тщательная работа: прочитано множество материалов в сми, проведены интервью c руководителями. Выводы, полученные в ходе исследований, вы найдете в книге «От хорошего к великому». Ее автора зовут Джим Коллинз. Мы адаптировали формулу успеха Коллинза для нужд кино и вот, что из этого получилось:

1. Продюсер 

tumblr_n95bcdl03W1s6aghro1_1280

На первых порах это может быть оператор или режиссер, этакий Роберт Родригез, совмещающий в себе множество функций на площадке и за ее пределами. Главное качество «руководителя 5 уровня», как его называет Коллинз, умение ставить цели коллектива выше собственных. Именно такой человек, который хочет снять фильм больше, чем доминировать на площадке, который способен окружать себя более сильными и талантливыми людьми, является первым элементом формулы. 

Как выявить этого человека? Как понять, что вы и есть тот самый гарант успеха? Это шутка. Так что мы можем сказать про лидера, кроме приоритета общих целей? Во-первых, это человек-генератор энергии и идей. Ему не сидится на месте, он все время ходит, думает, что-то говорит, энергично жестикулирует. Лидер никогда не ставит точку, он лишь по необходимости ставит паузу, чтобы потом продолжить. Ему всегда есть куда двигаться дальше. Лидер никогда не скажет – оу, парни, кажется здесь придется как-то без меня. Он берет ответственность, даже когда понимает, что неспособен справиться в одиночку или в принципе не способен справиться (что не всегда хорошо).

То ли из-за сумасшедшей энергетики, то ли из-за находчивости, но к лидеру прилипают единомышленники. Как пчелы на мед они слетаются и облепляют такого человека с ног до головы. Хотите посмотреть на pure producer (продюсер нефильтрованный)? Вы его определите по подходу – он мыслит категорией «что нужно сделать, чтобы этой проблемы не стало». А еще настоящий продюсер – парень конкретный, он закрывает сразу целые области. Например, нужна вспомогательная машина на съемочный день – продюсер находит ее на весь период съемок. Или не удается договориться с администрацией, чтобы поснимать в каком-то важном здании. Неизвестно как, но настоящий продюсер решает вопрос. Вот и все – очень просто его найти по действиям.

2. Команда

tumblr_n1zpw8OxKE1s6aghro1_1280Мы уже сказали, что команда состоит из более крутых специалистов, чем сам продюсер/режиссер/лидер. Что еще ее характеризует? Команда не может состоять из людей нелояльных – это не команда, потому что на нее нельзя опереться. Любой человек, ставящий под сомнение ваш авторитет – это человек, который ставит под вопрос необходимость довести съемки до логического конца. И если так случилось, что вы видите в своей команде нелояльные элементы – постарайтесь расстаться с ними как можно раньше, на берегу.

Команда – это твердое. Квентин Тарантино в одном из интервью так вспоминал подготовку к съемкам своего первого фильма: «Я мог бы поставить этих актеров в белых рубашках на фоне белой стены и у меня получился бы фильм». Да, у него были крутые актеры – но они верили в его задумку, а он мог положиться на них. 

Еще одной важной характеристикой команды является постоянство. Вы наверняка знаете, что многие известные режиссеры от фильма к фильму сотрудничают с одними и теми же любимыми актерами. Например, Скорсезе – Де Ниро и Скорсезе – Ди Каприо. У того же Квентина Тарантино это Сэм Джексон и Майкл Мэдсен среди прочих. Такие тандемы характерны и для специалистов, которые находятся за кадром. Например Мартин Скорсезе сотрудничает с монтажером Тельмой Шунмейкер на протяжении всей своей карьеры, а Тарантино – с Салли Менке. Кинематографисты находят родственные души и без веской на то причины не расстаются на протяжении многих лет – ведь понимание без слов в этой профессии на вес золота.

3. Возможности

tumblr_n1okm8xDwX1s6aghro1_1280Что, как и когда снимать? Ответ на этот вопрос лежит в пространстве ваших возможностей. Любое отклонение от реалий чревато неприятностями во время съемочного процесса. Вы должны иметь четкие ответы на такие вопросы, как:

  • в данный момент времени лучше снимать игровое кино или документальное?
  • какое оборудование есть в наличии, а какое можно одолжить или взять в аренду?
  • какие люди доступны и готовы сотрудничать?
  • какие локации находятся в вашем распоряжении?

По иронии судьбы, во время съемок наиболее проблемными часто оказываются именно те ресурсы, в которых вы наиболее уверены. Поэтому не стоит слишком рассчитывать на что-то одно, всегда лучше иметь варианты про запас.

4. Концепция

tumblr_mxpqw2IaMr1s6aghro1_1280Концепция вашего будущего фильма по сути своей есть пересечение трех множеств. Первое из них это то, что вы любите и хотите снимать. И если вам нравится сюр или треш, значит так тому и быть, здесь нужно отпустить голос разума с его трезвой оценкой абсолютной никому ненужности этих жанров. Здесь важно понять, что зажигает, где энергия и драйв и двигаться в этом направлении. Перебирайте идеи до тех пор, пока не поймете, что нашли. Как это определить? Внутри вас должна взорваться атомная бомба. 

Второе множество – это то, что интересно для зрителя. Вот здесь нужно постараться оценить зрительский интерес к истории, жанру, героям и способу повествования. Здесь нужны прагматизм и умеренный скепсис относительно успеха рассматриваемой истории.

Ну и третий момент – это в чем вы действительно хороши. Не то, что вы думаете, что у вас хорошие диалоги или мощный, многослойный сюжет. Скорее то, что о вас говорят критики, люди, чье мнение важно – то есть какая-то объективная оценка ваших способностей, ваших сильных сторон, на которые можно было бы сделать акцент. 

Итак, точка сборки:

Сильные стороны + дайте зрителю, что он хочет + делать то, что нравится самим.

Где-то они, эти множества пересекаются? Но что, если мы используем сильные стороны и интерес зрителя? Самим скучно, убиваем фильм и его энергетику. Что если делаем, что нравится нам и зрителю – рискуем сесть в лужу в сфере, где мало компетенций. Например, это может быть сложный сценарий, с пересекающимися историями и флешбеками (в случае, если вы хороший продюсер/оператор). Именно на пересечении этих трех моментов - сильные стороны, драйв, зрительский интерес – рождается концепция вашего будущего фильма.

Приведем несколько примеров. Фильм SV был синтезом желания снять фильм в Сочи и желания поработать с Тимуром Данелия, кроме того к этому времени у нас уже был достаточно успешный опыт съемок и можно было рассчитывать на то, что мы сможем реализовать проект, предполагающий съемки в другом регионе. Документальный фильм «Маскарад» был снят, потому что у нас были уникальные кадры с серии вечеринок Loshadka, жгучее желание снять свой первый фильм и определенные навыки в написании сценария и продюсировании. 

Если выйти за рамки личного опыта, то вспоминается один из самых популярных фильмов ужасов «Паранормальное явление». У его автора Орена Пели не было многих вещей, например сценария. Он использовал такую технику, как retroscripting – актерам рассказывается суть мизансцены и предлагается сымпровизировать диалоги. Эта техника удачно зарекомендовала себя в таких фильмах как "Ведьма из Блэр" и "Район #9". Производственный бюджет фильма составил порядка 15 000 $, из которых порядка 500$ он заплатил актерам, играющим главные роли. Помимо камеры Пели использовал обычный штатив и снял фильм у себя дома за одну неделю. Потом были несколько лет, пока фильм не нашел дистрибьютора. И его уже собирались выпустить прямо на двд, без кинопроката, когда авторы все же решили сделать тестовый показ. Люди стали уходить через 40 мин и всем все стало понятно – фильм не работает, скучно. Когда же были проверены анкеты, то оказалось, что причиной ухода с сеанса был страх. И тогда было принято решение вложить деньги в рекламу фильмы и пустить его в прокат, что с лихвой оправдалось сборами в 200 млн долл по всему миру.

5. Дисциплина

tumblr_n1tsx9JR2r1s6aghro1_1280Что может быть хуже, чем не снять фильм? Не доснять его. Самая распространенная причина, почему фильмы оказываются незавершенными – банальная ссора на съемочной площадке. Как правило вы не платите актерам, они работают за портфолио или это вообще ваши друзья, и зачастую их отношение к делу и общая мотивация может быть ниже вашей. Палка рано или поздно перегибается и уже не важно в чью сторону, происходит конфликт, который приводит к увеличению затрат или полной невозможности завершения съемок в условиях ограниченных ресурсов. Здесь отчасти мы снова обращаемся к теме лидера, который ставит общую цель снять фильм выше своих личных целей и своего эго. Проще говоря, если вы хотите кого-то послать, сделайте это – но после завершения работы над фильмом.

Дисциплина это - кроме всего прочего – не делать то, что можно не делать (вообще или в данный момент времени). Сосредотачивать свое внимание на главном, закрывать цели. Из-за неопытности на съемочной площадке, да и во время подготовки часто возникает суета. Она в свою очередь создает ощущение, что работа кипит, ведь девять дел делаются одновременно, «мы продвигаемся». Зачастую, вы просто бежите впереди паровоза. Например, нет локации, но уже думаете о раскадровках. Или вас поджимает время, на съемку сцены остается час и 40 минут вы тратите на подготовку, вместо того, чтобы в экстренном режиме поставить камеру и начать снимать.

Дисциплина – это не бросать. Ничего не бросать или все доводить до конца. Заряжать аппаратуру, как бы сильно вы ни устали, сразу же после съемок. Следить за емкостью карт памяти в камерах и вовремя копировать (а также делать резервные копии) материалы на жесткий диск, дабы не заставлять вашу съемочную группу ждать, теряя драгоценное время на площадке. Стараться не идти на компромисс, когда не хватает реквизита или локация не идеальна. 

Во время съемок SV был такой случай. Около пяти часов утра съемочная группа сидела в сквере и оживленно обсуждала прошедшую смену (при том, что в 9 утра большинству ребят нужно было на работу – и это была уже не первая съемочная ночь подряд). Продюсеры и режиссер просматривали материал. По большому счету уже был релакс, все собирались расходиться, когда звукорежиссер поинтересовался, почему мы остановили съемки. На вопрос «что снимать?» он с недоумением ответил, что снимать нужно аптеку. Действительно, в плане съемок она стояла, вернее их стояло даже две – как в сценарии, но удалось найти и договориться только с одной локацией. Однако положа руку на сердце, ему возразить было нечего. Мы поняли, что расслабились раньше времени и не выжали еще максимум из этой ночи. Смартфон показал около 10 круглосуточных аптек, объехав которые вместе с режиссером (автомобиль!) не сразу, но мы нашли подходящую – а главное, она была точь в точь как описано в сценарии. С окошечком для выдачи и неоновой вывеской, дающей отсвет на лицо покупателя. Вот так благодаря звукорежиссеру мы сняли на одну сцену больше, чем рассчитывали в ту ночь.

Из опыта съемок SV извлечено немало уроков и есть один совет всем новичкам, кто снимает впервые или с малознакомым коллективом: возьмите за правило в первый съемочный день (по ситуации, каждый съемочный день) снимать одну сцену. Если вы впервые снимаете кино, правило 1 день = 1 сцена сэкономит уйму ресурсов, а главное даст вам чувство завершенности и удовлетворенности результатом, что очень важно на первых порах.

6. Технологии

tumblr_mjjcb8H2ZP1s6aghro1_1280Сначала кино было немым и черно-белым. Потом пришел звук. Затем цвет. Потом появились компьютеры и визуальные эффекты. Потом широкое распространение получили домашние видеокамеры. Теперь снимать кино может любой человек. Потом пришла цифровая эра, и не только массы перешли с пленки на цифру, но и большинство режиссеров большого кино. Совсем недавно произошла так называемая DSLR революция, когда зеркальные фотоаппараты стали более предпочтительными для видеосъемки, нежели заточенные под нее видеокамеры (в ценовом сегменте примерно до 250 тыс руб). Сейчас с появлением камер Blackmagic ситуация несколько уравнялась, но все равно зеркальные фотоаппараты остаются чрезвычайно популярны у видеографов и начинающих кинематографистов.

Итак, какие возможности для съемки есть у вас сегодня? Во-первых, почти у каждого человека есть смартфон с функцией видеозаписи. Эти устройства настолько широко распространены, что это самый простой и доступный вариант. Существует много фильмов, снятых на телефоны – некоторые из них известны, их можно легко найти в интернете. Для телефонов продаются специальные объективы на клипсе, например для айфона объектив 3 в 1 (фишай, ширик и микро) сегодня стоит от 1000 до 1500 руб с доставкой.

Не меньше смартфонов среди населения распространены обычные цифровые фотокамеры (в простонародье «мыльницы»). Многие из них даже снимают в HD разрешении, некоторые позволяют управлять фокусировкой или даже частотой кадров. Такие устройства вполне подойдут для первого фильма большинству школьников или студентов, интересующихся созданием кино, но пока не имеющих ни опыта, ни возможностей снимать на более серьезном оборудовании.

Большинство домашних видеокамер, проданных потребителям за последнее время, имеют разрешение 1080i. Ай – значит interlaced, чересстрочная развертка по-нашему. Вы можете почитать о ней более подробно, сейчас лишь скажем, что при такой съемке камера записывает меньше деталей, нежели при p –прогрессивной развертке. Тем не менее эти камеры зачастую дают более качественную картинку, нежели смартфоны и мыльницы и иногда даже участвуют в съемке полнометражных фильмов, как например Canon XH-A1 (Crank: High Voltage).

Далее уже идут зеркальные фотоаппараты уровня Canon 7D, на который например снимали сцены в фильмах «Черный лебедь» и «Трансформеры». Как мы любим говорить, если семерка достаточно хороша для Даррена Аронофски и Майкла Бея, то она подойдет и для вашего первого фильма. К тому же, эту модель можно легко взять в аренду примерно за 900 руб/смена.

Более высокая линейка фирмы Canon 5D Mark II, III и 6D. Кстати говоря, есть и другие модели фотоаппаратов – но мы работаем с Canon. Если вам нравится Nikon – используйте его, в этом нет ничего страшного, просто у вас нет вкуса (и скорее всего у вас смартфон Samsung). На эти модели фотоаппаратов были сняты сцены в фильмах «Мстители» и «127 часов».

Следующая когорта видеокамер – это уже полупрофессиональный уровень. Потому что кто бы что ни говорил, но зеркальные фотоаппараты имеют потолок в своем сегменте по глубине и детализации изображения. Камеры Blackmagic 4K и Sony PMW-EX3 – более серьезные игрушки для более серьезных игроков. Например, на соньку был снять фильмы «Монстры», который в России шел под тегом «Тимур Бекмамбетов представляет» и режиссер которого сразу после него получил 200 млн долл бюджет на Годзиллу. Blackmagic дает превосходное качество изображения, хотя и прожорлив – час записи raw 4k обойдется в 360 гигабайт.

Не стоит забывать и про революционные примочки, которые позволят вам за относительно небольшую стоимость получить поистине уникальные изображения. Во-первых, это различные квадрокоптеры, которые в последнее время становятся широко доступны и первый среди равных – это конечно же DJI Phantom. Первая их модель была революционной, хотя чего уж там скрывать – достаточно нестабильной. Но авторы зря время не теряли и сегодня на рынке уже представлена DJI Phantom 2 Vision +, который обладает собственной камерой и трехосевой системой стабилизации. Лучше один раз увидеть работу квадрокоптера, чем сто раз услышать, поэтому пройдите по ссылке и посмотрите видео.

Ну и не стоит забывать про экшн-камеры, которые становятся все более популярными у пользователей и набирают рекордное число просмотров на ютуб. Королева этого сегмента – камера GoPro, а ролик на песню группы Biting Elbows ‘Bad Motherfucker’, снятый на нее послужил искрой для создания первого полнометражного фильма, полностью снятого на экшн-камеру. Как утверждает режиссер фильма "Хардкор" Илья Найшуллер, предложение снять фильм поступило к нему от Тимура Бекмамбетова через социальную сеть. Спустя некоторые время Илья уже был гостем у Тима Рота, Саши Барона Коэна и общался с режиссером фильма «Олдбой».

Сегодня широкое распространение получили не только настольные ПК, но и ноутбуки, производительность которых позволяет делать нелинейный монтаж цифрового материала прямо у себя дома. Для более мощных камер – например Blackmagic 4k – может понадобиться монтажная станция, однако они сегодня доступны как в аренду, так и в розницу (iMac можно взять по цене до 100 тыс руб).

Вместе с железом обычно поставляется базовый софт для монтажа (iMovie, Movie Maker). Мы рекомендуем не тратить время на работу с ним, потому что за то же самое время вы можете изучить профессиональные программы, такие как Adobe Premiere или Final Cut Pro. Не будет большим преувеличением сказать, что сегодня смонтировать свой фильм в домашних условиях может даже ребенок.

Для создания визуальных эффектов кинематографического качества вы можете использовать такие программы, как Adobe After Effects и Cinema 4D. Синема позволяет создавать трехмерные объекты, а при помощи афтер эффектс их можно успешно прекомпозировать (то есть добавить в кадр так, чтобы все смотрелось органично). Кроме того, after effects очень часто используют для работы с зеленым (голубым) фоном, для стабилизации изображения, создания титров, цветокоррекции (хотя здесь один из лидеров рынка – DaVinci Resolve).

Глобализация делает повсеместным распространение интернета и английского языка. Что становится следствием этих процессов? Возможность обучаться у лидеров индустрии в любом месте, где есть интернет. Вы можете смотреть туториалы Андрю Крамера и учиться у человека, который работает над «Звездными войнами» вместе с Джей Джей Абрамсом. Это не единственный пример – youtube и другие сайты насыщены туториалами на самые разные темы. Таким образом, это существенно расширяет круг возможностей начинающих кинематографистов. Вы можете найти единомышленников где-нибудь в Китае и договориться с ними, что они сделают визуальные эффекты для вашего фильма бесплатно или за небольшое вознаграждение (реальный пример). Кооперация становится глобальной, иначе режиссеры-одиночки просто не выживут в короткометражном инкубационном периоде.

Самая дешевая 3D камера сегодня стоит 4999 руб (AEE Magicam SD30), а значит эта набирающая обороты технология стала доступна массам. И теперь вы можете снять не просто трешовый фильм ужасов, а трешовый фильм ужасов в 3D, что как известно в 2 раза трешовее. Но шутки в сторону, потребитель может и хочет смотреть фильмы в трехмерном формате, а значит вы получите конкурентное преимущество, если ваш фильм будет отвечать современным требованиям рынка. 

7. Маховик

tumblr_mnis1fc8TN1s6aghro1_1280

Итак, у нас получилась такая формула:

Продюсер + команда + возможности + концепция + дисциплина + Технологии = Маховик

Эффект маховика означает, что совокупность этих элементов дает синергию. Чем лучше прокачан каждый фактор – тем больше энергии на выходе, то есть тем сильнее мах. Такой подход позволяет легко ответить на вопрос, о различиях между начинающими кинематографистами и состоявшимися профессионалами. Какими будут эти элементы для Скорсезе, Нолана, Тарантино, Лукаса, Кэмерона, Джексона? Лучшие продюсеры, супер команда от звезд категории А до лучших в индустрии создателей визуальных эффектов, практически безграничные возможности (с бюджетами под 200 млн долл), любые идеи и концепции, какие только может пожелать воображение (от глубин океана до безграничного космоса, от динозавров и до футуристического будущего), супердисциплина и передовые технологии, некоторые из которых они изобретают самостоятельно (например, как Джеймс Кэмерон в случае с 3D композицией в реальном времени актеров и компьютерной графики).

И это все так, все верно, НО: крайне важно знать, что, например, Мартин Скорсезе начинал с короткометражного фильма, который назывался «Что такая хорошенькая девочка делает в таком месте?». Что Кристофер Нолан получил степень по английской литературе, но всегда ходил с камерой, очень любил снимать и на первом своем фильме «Следующий», снятом всего за 6000 фунтов сам был оператором. Что первым фильмом Квентина Тарантино были не «Бешеные псы», а незавершенный и достаточно посредственный по словам самого режиссера фильм «День рождения моего лучшего друга». Что Джордж Лукас начинал не со «Звездных войн», а с 15 минутной короткометражки THX1138, которая сейчас находится в Библиотеке Конгресса. Что Джеймс Кэмерон работал водителем грузовика и только увидев «Звездные войны» решил стать режиссером, после чего снял свой первый сайфай фильм Xenogenesis хронометражем 10 минут. Что Питер Джексон задолго до “Властелина Колец” снимал треш под названием “Плохой Вкус” на 16мм пленку, самостоятельно отвечая почти за все технические аспекты.

Важно об этом знать, важно помнить если кто забыл. Потому что никто не стал великим режиссером со студенческой скамьи. Все с чего-то начинали и зачастую, начинали с очень простых и понятных вещей. И если вы, уважаемый читатель, сейчас никак не связаны с миром кино, но очень хотите снимать фильмы – нет потолка развития и никто не может знать, куда вас приведет этот путь. Не бойтесь совершенства современных кинохитов, они сделаны человеческими руками и умом, а значит при определенных условиях их можно не только повторить, но и превзойти. 

Оцените статью
5
10
x Чтобы оценить публикацию - вступите в сообщество!
x